Домашняя студия.

(34 голоса, среднее 5.00 из 5)

Музыка и софт.  Словарь терминов.  Песня с нуля.  Главная.   


Одиноко в раю.  (А. Тихонов,  А. Харьков)  

DOWNLOAD in MP3 format (6.56MB)
 

 

  Долго колесил по просторам интернета, что бы предложить Вашему вниманию эту сводную статью. Много талантливых звукорежиссёров, музыкантов освещали эту проблему. Вывод один - сколько людей, столько и мнений. Попробую изложить свои идеи, исходя из собственного опыта.
Итак, Вы решили создать свою студию, из этого следует - у Вас есть талант и стремление заняться производством собственного музыкального материала. Второе условие, считаю, боллее важным! Талант без труда не раскроется. Родители не отдали Вас в музыкальную школу? Это дело поправимое. Пройдите начальный курс сомостоятельно. Без знания простейшей музыкальной грамоты, будет трудно реализовать свои музыкальные идеи. Буду ориентироваться на среднестатистического человека, обладающего музыкальным слухом, приемлемым вокалом и умеющим сносно играть на гитаре, пусть даже только аккордами. Всё недостающее, поверьте, разовьёте в себе сами. Было бы желание. Пример: другу 45 лет - занялся классической гитарой, и результаты на лицо. Терпение и труд... 
Теперь ближе к теме. Зачем нужна Вам студия? Разделю мысленно Вас на три категории:
1) хочу поделиться своим творчеством с друзьями, играю на гитаре, пою;
2) хочу заниматься производством своих песен, писать красивые аранжировки, удивить не только друзей;
3) хочу профессионально заниматься производством музыкального материала, зарабатывать деньги.
Если Вы относитесь к одной из этих категорий, то эта статья для Вас. Простые варианты - гитара, микрофон, компьютер - рассматривать не будем. Хорошего качества на интегрированной звуковой карте Вы, к сожалению, не получите. Будет лучше, чем запись на диктофон. Но и это вряд-ли Вас устроит.  Хочу сразу предупредить, удовольствие это не из дешёвых! Итак, приступим к освещению некоторых конфигураций возможных домашних студий. Если Вы читаете статью, значит у Вас есть компьютер  Это уже хорошо. Он нужен всегда!


Рассмотрим варианты студии для первых двух категорий посетителей (см. выше).

Вариант с использованием портостудий.

bossbr1600cd

Профессионалы к портостудиям относятся отрицательно. Основной их довод в том, что комплектующие на их борту не поддерживают общепринятые стандарты по преобразованию звука, т.е. 16-бит/ 44,1 кГц  для профи не приемлемо. Я полностью с ними согласен. Однако данный стандарт является основным для музыкальных CD, и ещё долго, думаю, будет оставаться таковым. Современный - 32/192, может  и перебор, но 24 бита/96 кГц - вполне приемлемый для профессиональной работы. Чем выше частота дискретизации, тем больше возможностей у звукоинженера для редактирования звуковых файлов без потери качества. Но при этом сильно вырастает цена. Остановим свой выбор на портостудии BR - 1200CD. Существует несколько разновидностей у данной серии - BOSS-ROLAND, но я выбрал эту - оптимальную по цене-качеству. На фото представлена более дорогая модель. Я довольно часто использую её в своей работе, а именно, для записи гитар. На борту у неё легендарные GT - 6 и  GT - 6B. Звуки на уровне! За 3 года эксплуатации - ни одного нарекания. Всё ПО работает. Ни зависаний, ни задержек не наблюдал. Настоящее японское качество. Это не реклама, это всего лишь моё мнение. В Москве я купил её за 30.000 наших родных. Цена не маленькая, но она того стоит! Полное описание легко найдёте в интернете, причём на русском языке. roland

 

Желательно, для профессионально сведения и мастеринга ,приобрести активные мониторы ближнего поля Roland DS 5, либо DS 7 (разница в мощности и в частотных характеристиках). Это рекомендуемые BR - 1200CD мониторы для функции моделирования динамиков. Вы  услышите, как Ваша композиция будет звучать на известных акустических системах. Применение мониторов других производителей может не дать желаемого результата. Ориентировочная цена - 25.000 за пару. Запись материала можно производить и в наушниках, что бы не мешать соседям. Но при мастеринге, наушники не дадут объективной картины. Начинать работу можно и без них, но со временем советую приобрести. Они понадобятся и при создании студии на основе компьютера. Наличие цифрового входа, ставит их в один ряд с не очень дорогим, но всё-же профессиональным оборудованием. Осталось дело за малым. Приобрести приличную гитару и микрофон, желательно конденсаторный, благо в BR-ке присутствует фантомное питание. И всё!!! Творите! Доставляйте удовольствие себе и окружающим.
Для того, чтобы перейти во вторую категорию, т. е. писать полноценные аранжировки, Вам будет необходимо приобрести хороший синтезатор.  Выбор огромный. За 20 - 30.000 р. можете найти б/у вполне приличный инструмент. Компьютер Вам понадобится лишь для перевода Ваших творений в Мр-3 и рассылки куда угодно.
Подведём итоги. Создание приличной домашней студии на базе портостудии обойдётся Вам от 60 до 100.000 рублей, в зависимости от выбранного Вами оборудования. Дорого? Это цена одного профессионального монитора на приличной студии в Москве.  За удовольствие надо платить.


Вариант домашней студии на основе компьютера.

Освещение данной темы не входит в мою компетенцию. Чтобы правильно раскрыть эту тему, нужно испытать всё оборудование самому. А Вы понимаете, что это не возможно. Однако расскажу, что знаю. Сначала немного о помещении. Так как мы рассматриваем домашнюю студию, а это, как правило, одна небольшая комната в квартире 12 - 16 кв. м, то изначально, по выводам специалистов, супер-студии не получится. Для мониторов ближнего поля необходимо 70 куб. м, а это больше 20 кв. м! Кто же может позволить себе такую роскошь. Но это в идеале. Отличного качества произведение можно создать и в 9 - ти метровке. Надо лишь  - научиться слышать, сравнивать свои творения с профессиональными студийными записями, уметь пользоваться анализатором спектра и не работать со звуком более 4-х часов в день. Но комнату всё же придётся подготовить, по максимуму заглушить, изолировать от внешнего мира. Способов огромное колличество. Вы без труда найдёте их в сети. А стоит ли это делать, Вам решать. От себя лишь посоветую плотные шторы на окна, ковры на стены, на пол, и потолок - не бетонный конечно. И побольше мягкой мебели. Пусть звук помучается, пока, отражённый, снова Вас найдёт. Это минимум для комфортной работы. 
Итак, подходим непосредственно к организации студии. Главная фигура - компьютер! Чем мощнее, тем лучше. Блок питания - 500 - 600 W, материнка - фирменная, с малошумящими куллерами, порт FireWire, поддержка технологии RAID, c 2-х, а лучше 4-х ядерным процессором. 4 гига оперативки. Желательно 3 винта. Один - 200  для системы и ПО, и два по 750 используются как зеркала. Скорость считывания увеличивается вдвое, нагрузка снижается. В случае "гибели" одного из винтов, Вы не потеряете, дорогую Вам, информацию. Видео - на Ваше усмотрение, а вдруг клип решите снимать и монтировать... Хороший бесперебойник приветствуется, с защитой от помех. Монитор - 22" , лучше два. Не знаю, сколько это сейчас стоит. Думаю 30.000, не меньше.  Данная конфигурация для серьёзных проектов. Можно существенно урезать её. Решать Вам. Посоветуйтесь с друзьями. Следующий этап - приобретение звуковой карты, более правильно аудио - интерфейса. Это очень сложный этап. Для начала определите цели и задачи, желательно с запасом на будующее, и приступайте к поиску в интернете. Данное звуковое оборудование (звуковая карта звучит как - то  по-детски...) можно разделить на три основные категории: внутреннее, использ. PCI, PCI-E; внешнее, подключ. по FireWire; внешнее, подключ. по USB -2.0. Цены от 3.000 до бесконечности... Всё зависит от Вашего бюджета. 
Рассмотрим некоторые примеры.
box1

ESI Juli@ - PCI

Профессиональная звуковая карта ESI Juli@ обладает необычным дизайном, имеет одновременно и профессиональные и бытовые разъемы для подключения, полные MIDI и цифровые интерфейсы, качественное звучание, отличные драйвера, вполне разумную цену, доступна в продаже. Учитывая стоимость и профессиональную ориентацию, недостатков у карты обнаружено не было. Далее  цитата от экспертов  -   "В ценовой категории до $200 Juli@ демонстрирует повышение качества ЦАП/АЦП, если сравнивать с аналогичным старыми картами на ENVY24 — различными M-Audio Audiophile 2496, Echo MIA и т.п. По нашим измерениям (с применением одной и той же референсной звуковой карты) Juli@ даже лучше более дорогой карты ESI Waveterminal 192Х, с более качественными (по паспорту) АЦП. Так что серьёзную конкуренцию, безусловно, удачной по цене/качество карте Juli@ на наш взгляд составляют лишь EMU 1212M, с преобразователями более высокого уровня." duo_med1

Midiman Audiosport DUO ($315) USB

Этот прибор подходит для создания небольшой студии звукозаписи на базе портативного компьютера. Прибор поддерживает формат до 24 бит / 96 кГц. Есть 2 микрофонных (XLR) и 2 линейных (jack) входа с регулировкой чувствительности и индикаторами перегрузки, микрофонный предусилитель, фантомное питание для подключения конденсаторных микрофонов. Выходы - аналоговый (2 jack), цифровой SPDIF и выход на наушники с регулятором громкости. Питание у DUO внешнее. При отсутствии компьютера этот прибор может работать как независимый АЦ/ЦА конвертер - например можно, подключив в него гитару и микрофон, записать Ваше исполнение на мини-диск рекордер через цифровой вход SPDIF. Цифровой выход Duo совместим с 16, 20 и 24-битными устройствами. В комплект ПО входят драйверы MME, DirectX и ASIO. Судя по отзывам пользователей, звук у DUO очень неплох и вполне соответствует цене. image11

ProFire 610 может питаться от шины FireWire. Однако для исключения сюрпризов производитель рекомендует запитывать устройство от идущего в комплекте мощного БП (2 А, 12 В), даже есть компьютер имеет 6-контактный разъем FireWire с питанием. Подключать интерфейсный провод можно только при выключенном питании компьютера. Производитель на этом настаивает и везде пишет крупными буквами: "никакого горячего подключения!" На сайте M-Audio также имеется разъяснение, почему FireWire устройства нужно подключать только к отдельным интерфейсным платам на чипах Texas Instruments.    Наиболее дорогостоящие, но полностью соответствующие стандарту FW-чипы контроллеров шины производит только соразработчик этого стандарта — Texas Instruments. Остальные производители, преимущественно азиатского происхождения (VIA, Ricoh, NEC), в целях максимальной экономии делают недостаточно стабильные реализации, либо имеются ошибки.  Причина в том, что контроллер шины FW не может получить нужный приоритет в обслуживании своих нужд среди остальных периферийных устройств (особенно нагружают систему интегрированные сетевые платы, вся работа которых переложена на CPU). Проблема в этом случае часто разрешает только отдельная PCI/PCIe-плата FW-контроллера. Цена этого прибора = 500$.
Я представил эти приборы не для рекламы, а лишь для Вашего обзора. Подбирайте, изучайте, приобретайте. Некоторые советы и предостережения от специалистов: USB 2.0 на 30% медленнее чем FireWire, на серьёзных проектах наблюдаются нежелательные временные задержки; FireWire требует  отдельного - фирменного PCI/PCIe- FW-контроллера; PCI - карты, т.к. расположены внутри системного блога, подвержены нежелательным воздействиям со стороны других модулей. Кто Вам сказал, что будет легко? Выбор за Вами! Удачи!


Итак, компьютер Вас устраивает, audio - интерфейс приобрели. Что дальше? А дальше очередная головная боль - студийные мониторы! Советовать здесь - означает наживать себе врагов. Хорошие студийные мониторы - очень сложная конструкция, годами доводимая производителями до ума. Цены от 5.000 до 150.000 за один монитор. А нужна пара, и без них звукорежиссёру не обойтись. Выше представлены не очень дорогие профессиональные мониторы Roland. В магазине около 30.000 за пару. К сожалению, это начальная цена качества. Дешевле брать не рекомендую. На начальном этапе достаточно хороших наушников. Они не дадут полной картины, особенно пострадают низкие частоты, но Вы сможете уже работать.
all1 Преимуществом создания домашней студии на базе компьютера, перед портостудиями, является тот факт, что Вам достаточно приобрести не дорогую миди - клавиатуру, и у Вас под рукой любые звуки, доступные в сети интернет. Достаточно купить или скачать соответствующие VSTi плагины. Выбор миди-клавиатура, тоже серьёзный шаг. Ведь Вам с ней работать.  Windows XP автоматически распознаёт клавиатуру и не требует для работы дополнительных драйверов. Тем не менее, драйвера от производителя очень желательно скачать и установить в систему. Это даёт возможность работать с клавиатурой в нескольких музыкальных программах одновременно.  behringerub802
Следующий элемент в цепочке домашней студии - микшерский пульт. Микшерные пульты фирмы Behringer серии EURORACK снискали заслуженную популярность за счет очень хорошего соотношения цена/качество и удобства в применении, особенно это касается младших (маленьких) моделей, которые являются практически идеальным решением для домашних звуковых студий.
Микшер Eurorack UB 1002 (130$) имеет два моноканала, четыре стереоканала и одну шину посыла на эффекты. Каждый моноканал имеет микрофонный вход (XLR), линейный вход (симметричный, джек), регулятор чувствительности, трехполосный эквалайзер, кнопку включения фильтра высоких частот (18 дБ/окт, частота среза 75 Гц), регулятор уровня посыла, светодиодный пиковый индикатор, регуляторы уровня и панорамы. Фантомное питание (+48 В) включается для всех микрофонных входов сразу. Для полной комплектации не хватает приличного конденсаторного микрофона и гитары. Если решите писать "живой" бас, то конечно нужна бас - гитара. Да, совсем забыл! Хорошие наушники тоже необходимы, при записи вокала, а лучше две пары. Вроде с аппаратной частью разобрались.

Пора переходить к програмному обеспечению.

Всё  собранное нами оборудование, это ещё не домашняя студия звукозаписи. Решающую роль играют програмное обеспечение, установленное на Вашем компьютере и Ваши навыки при работе с ним! Если Вы не обладаете соответствующими навыками, то советую приобрести видео - уроки по работе с конкретной программой. Эта услуга платная. Метод "научного тыка" тоже никто не отменял. Знание английского языка тоже пригодится. Как поступать решать Вам!  Описание музыкального софта не входит в задачи данной статьи. В интернете, Вы легко найдёте всё, что Вам нужно!  Мы используем  Cubase SX 3. Вот как выглядит описание данного продукта на одном из сайтов: "Виртуальная студия Steinberg Cubase SX 3 - одна из самых сложных. К тому же лицензионная версия программы стоит немало: "ровно" 799 долларов. За границей записывать музыку с ее помощью могут позволить себе только профессионалы, т. е. те люди, у которых есть надежда, что вложения в рабочий инструмент со временем окупятся. Другое дело - отечественный пользователь. Проблема покупки лицензионного софта для него все еще остается неактуальной. И лишь один вопрос волнует российское Интернет-сообщество после выхода в свет очередной версии любой программы - когда же появится "кряк". Поэтому нет ничего удивительного в том, что даже песенку для выступления дочки на детсадиковской елке наши парни будут делать не на какой-нибудь там двадцатидолларовой Midisoft Studio Recording Session, а на чем-либо несравнимо более крутом, да хоть на Cubase SX 3. Но тут возникает трудность совершенно другого характера: профессиональная программа требует наличия профессиональных знаний и навыков. Без них работа превращается в муку, а результат совершенно не впечатляет..." Подробнее...

От себя добавлю - практика - лучший метод в освоении любого софта!

an281